Музыка здоровья
Программа занятий
Содержание раздела «Слушание музыкальных произведений»
Музыкотерапия. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
«Эффект Моцарта». Под влиянием музыки В.А, Моцарта дети быстрее развиваются, лучше учатся, становятся более спокойными. Подобный эффект наблюдается и при прослушивании звуков природы: шума дождя, морского прибоя, пения птиц и т.д. Двойной эффект приносит использование звукового сопровождения – игра на колокольчиках во время прослушивания музыкальных произведений В. Моцарта. Кроме того, прослушивание колокольного звона помогает детям восстановить крепкий и спокойный сон.
Сказкотерапия. Имеет большую важность для душевного состояния ребёнка, открывает перспективы собственного роста ребёнка, развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное мышление, фантазию, воображение.
Содержание раздела «Пение музыкальных произведений»
Валеологические песенки-распевки. С них начинаются все занятия. Несложные, добрые тексты поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Артикуляционная гимнастика. Основная ее цель – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Дикционные упражнения – скороговорки, дразнилки, пословицы, поговорки, произношение текста песен шёпотом и без звука – позитивно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности, позволяют им укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки.
Ритмодекламация – четкое произнесение текста или стихов в заданном темпе. Ее можно проводить на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и .т.д.), шумовых инструментов. Использование ритмодекламации формирует естественное звучание голоса, вырабатывает речевое и певческое дыхание, развивает четкую дикцию и выразительное исполнение различных настроений.
Разучивание и исполнение песенного материала. Совместное пение объединяет детей и доставляет им радость. Развивает межличностные отношения, формирует оптимистическое отношение к жизни.
Содержание раздела «Музыкально-ритмические движения»
Положительный терапевтический эффект имеют произвольные, свободные движения детей под музыку. С их помощью можно снять у детей эмоциональное и мышечное напряжение, развить координацию в движениях, научить ориентироваться в пространстве и просто удовлетворить потребность ребенка в движении, в игре, в радостном эмоционально-положительном состоянии.
Музыкально-ритмические упражнения направлены на профилактику, укрепление и сохранение правильной осанки, развитие гибкости. Они помогают добиться эмоциональной разрядки, выполняют релаксационную функцию.
Логоритмика – это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания, направления на совершенствование общей моторики, активизацию всех видов внимания и памяти.
Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела: хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.); шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам); притопы (всей стопой, пяткой, носком); щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам). Речь, музыка и жесты очень тесно взаимосвязаны. Слаженность этих трёх компонентов помогает развивать детские эмоции.
Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение в группе, воспитывают навыки адекватного группового поведения, социализируют ребенка. Самый просто способ организации игры – повтор ребёнком движений взрослого. Взрослый выступает ведущим в игре-импровизации, а ребёнок одновременно и наблюдает за ним, и старается копировать его движения. Такие совместные игры-импровизации помогают развивать у ребёнка ощущение его эмоционального благополучия.
Содержание раздела «Игровое творчество»
Детский игровой массаж влияет на физическое и психическое развитие ребёнка. Он стимулирует рост и развитие мышечной массы, способствует поддержанию оптимального тонуса, содействует общему развитию. Задача игрового массажа – приобщать дошкольников к основам здорового образа жизни.
Пальчиковая гимнастика нацелена на совершенствование моторной и зрительно-двигательной координации, а вместе с тем на укрепление межфункциональных связей.
Музыкальные игры приобщают детей к музыке, помогают понять ее содержание, осмыслить ее выразительные средства.
Содержание раздела «Релаксация»
Психогимнастические игры направлены на развитие воображения, снятие интеллектуальной и эмоциональной напряженности, гармонизацию отношений со сверстниками и взрослыми, формировании уверенности в себе.
Улыбкотерапия – метод оптимизации психического состояния, направленный на снижение эмоционального дискомфорта, страха, агрессивности, замкнутости, поднятие настроения детей, адаптацию к окружающей среде.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника