Безопасность детей
Направления работы
- С детьми. Формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях
- С сотрудниками. Изучение нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по учреждению, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечение контроля за исполнением данных инструкций
- С родителями. Консультации, родительские собрания, проектная деятельность в соответствии с программой по ОБЖ
Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и здоровья воспитанников в процессе воспитания и организованного отдыха
Коллектив ДОУ обеспечивает безопасность детей с учётом современных требований и строит свою работу на основе законодательных и инструктивно-директивных документов по разделам:
- охрана жизни и здоровья детей
- противопожарная и техногенная безопасность
- предупреждение дорожно-транспортного травматизма
- обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов
Основные задачи
- Изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно-правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства
- Наращивание опыта межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства
- Аттестация образовательного учреждения по созданию медико-социальных, организационно-технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса
- Обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно-правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания
- Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима
- Формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций
- Оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения
- Обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения
Законодательная база по охране жизни и здоровья детей
- п. 3 ст. 41 Конституции Российской Федерации
- Закон об основных гарантиях прав ребёнка
- Закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
- ст. 1064 Гражданского кодекса
- ст. 1065 Гражданского кодекса
- ст. 63 Семейного кодекса
- ст. 65 Семейного кодекса
- Закон об образовании
- ст. 6, 19 Конвенции по правам ребёнка
- Приказ Минобразования от 15.01.2002 № 76 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
- Приказ Минобразования от 07.08.2000 № 2414 «О принятии мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений» и Письмо Минобразования от 12.07.2000 № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
- Приказ Минобразования от 26.04.2002 № 29/2084-6 «О всероссийской диспансеризации детей в 2002 г.»
- Письмо Минобразования от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
- Письмо Минобразования от 27.11.2015 № 08-2228 «Методические рекомендации по профилактике травматизма на занятиях физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях»
- Письмо Минобразования от 12.07.2000 № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
- Устав ДОУ и родительский договор
Материалы для работы с детьми
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Ребёнок на улице города: Учебное пособие по ОБЖ — М., 1998 Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ
- Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы, беседы. Игры — СПб.: Детство-пресс, 2010
Наш детский сад использует в работе парциальную программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией, Р. Б. Стеркиной Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, которая разработана специально для дошкольных учреждений.
Главная цель: дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения.
Цель реализуется путем решения нескольких задач:
1. Создать условия для активизации умственной деятельности детей, развивать потребность и желание приобрести новые знания о правилах безопасного поведения.
2. Использовать различные средства и формы работы для познания детьми правил безопасного поведения.
3. Научить детей пользоваться полученными знаниями на практике.
4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью близких людей, бережное отношение к окружающему миру.
5. Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
Программа состоит из 6 разделов: "Ребенок и другие люди", "Ребенок и природа", "Ребенок дома", "Здоровье ребенка", "Эмоциональное благополучие ребенка", "Ребенок и улица".
Раздел 1. Ребенок и другие люди: 0 несовпадении приятной внешности и добрых намерений; .Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми; Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого; Ребенок и другие дети, в том числе подростки; Если «чужой» приходит в дом; Ребенок как объект сексуального насилия.
Раздел 2. Ребенок и природа: В природе все взаимосвязано; Загрязнение окружающей среды; Ухудшение экологической ситуации; Бережное отношение к живой природе; Ядовитые растения; Контакты с животными; Восстановление окружающей среды.
Раздел 3. Ребенок дома: Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами; Открытое окно, балкон как источники опасности; Экстремальные ситуации в быту.
Раздел 4. Здоровье ребенка: .Здоровье — главная ценность человеческой жизни; Изучаем свой организм; Прислушаемся к своему организму; О ценности здорового образа жизни; О профилактике заболеваний; О навыках личной гигиены; Забота о здоровье окружающих; Поговорим о болезнях; Инфекционные болезни; Врачи — наши друзья; О роли лекарств и витаминов; Правила оказания первой помощи.
Раздел 5. Эмоциональное благополучие ребенка: Психическое здоровье; Детские страхи; Конфликты и ссоры между детьми.
Раздел 6. Ребенок на улице: Устройство проезжей части; .«Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов; .Дорожные знаки для водителей и пешеходов; Правила езды на велосипеде; О работе ГИБДД; Правила поведения в транспорте; Если ребенок потерялся на улице.
В качестве средств обучения, с учётом возрастных особенностей детей, мы используем:
Плакаты;
Иллюстрации;
Сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;
Разрезные картинки;
Мозаики;
Настольно-печатные игры;
Дидактические игры;
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
Компьютерные презентации;
Карточки для индивидуальной работы;
Костюмы: милиционера, врача, незнакомца, пожарного, светофора;
Видеоуроки по ОБЖ;
Игрушечный транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т. д.);
Транспортные средства: (самокаты, машинки на аккумуляторах, велосипеды);
Макеты: светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков);
Настольный макет, моделирующий улицы и дороги;
Альбомы по ОБЖ;
Маски автомобилей;
Автоплощадка для практических занятий;
Дорожные знаки;
Муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;
Аптечка;
Карточки с телефонами служб спасения;
Телефон;
Картотека подвижных игр по ОБЖ;
Подборка художественной литературы по теме;
Конспекты занятий, бесед, досугов, развлечений;
Папки-передвижки;
Цикл консультаций для детей, воспитателей и родителей.
Предметы рукотворного мира.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников в нашем ДОУ начинается с создания и обогащения предметно-развивающей среды. Она организована так, чтобы детям было интересно и комфортно изучать окружающий их мир и чувствовать себя защищенным от различного рода неприятностей.
В групповых помещениях созданы «Уголки безопасности», в оснащении которых подобраны дидактические игры и пособия по формированию у дошкольников основ безопасности.
Обеспечение безопасности детей
- Вход в детский сад осуществляется строго в соответствии с групповыми списками
- Запрещается вход в детский сад посторонних лиц, не имеющих отношения к воспитанникам и сотрудникам учреждения
- Запрещается отдавать детей незнакомым лицам и лицам до 18 лет
- Необходимо требовать от родителей личной передачи ребёнка воспитателю с рук на руки, не допускать передачу ребёнка воспитателю соседней группы, другому сотруднику, вахтёру, сторожу и пр.
Для обеспечения безопасности детей в саду имеются:
- металлические двери
- тревожная кнопка
- система пожарной сигнализации
- план эвакуации детей
- видеонаблюдение
В детском саду делается особый упор на соблюдение требований безопасности. Со стороны методической службы проводится работа с педагогическим коллективом по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасности:
- семинары
- вопросы рассматриваются на педагогических советах
- создана соответствующая развивающая среда
- разработано перспективное планирование по обучению дошкольников правилам безопасности
- ежегодно проводятся месячники пожарной безопасности
- ежеквартально проводятся тренировочные эвакуации воспитанников и персонала детского сада на случай возникновения пожара