Спорт и физкультура в детском саду

Главная цель — научить ребёнка заботиться о своем организме, разумно и безопасно использовать среду своего обитания

Работа воспитателя — ведущая и объединяющая. Он координирует действия специалистов, направленные на сохранение здоровья дошкольников, так как постоянно находится с детьми и лучше знает состояние здоровья своих воспитанников. Воспитатель имеет возможность формировать потребность и практику здорового образа жизни у детей в течение всего времени их пребывания в детском саду. Именно воспитатель должен уделять больше времени проведению оздоровительных мероприятий с детьми своей группы (гимнастика после сна, точечный массаж, дыхательная гимнастика, оздоровительный бег и др.), проводимых с учетом медицинских рекомендаций, «Листа здоровья» детей

Педагогами нашего ДОУ проводятся «Уроки здоровья», «Пятиминутки здоровья», «Минутки здоровья» в форме индивидуальной и подгрупповой работы с воспитанниками. На «Пятиминутках здоровья» уделяется внимание формированию у детей навыков здорового образа жизни: рассматривание иллюстраций в книгах о здоровье и поведении человека, проведение дидактических игр, разгадывание кроссвордов, беседы о пользе занятий физкультурой и спортом и др.

При организации физкультурно–оздоровительной работы используется индивидуальный подход. Каждому ребёнку подбирается необходимая физическая нагрузка. Воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые гигиенические навыки, приспособить ребёнка к постоянно меняющимся условиям окружающей среды

Правила проведения занятий
  • Систематичность занятий физкультурой
  • Дозирование числа повторений физических упражнений
  • Постепенность наращивания длительности нагрузок
  • Разнообразие форм оздоровительной физической культуры
  • Рациональное сочетание физкультурных и оздоровительных мероприятий
  • Участие родителей в проведении спортивных праздников и досуга

Деятельность МБДОУ направлена на:

- построение воспитательно-образовательной работы на основе медико-психолого-педагогической диагностики;

- физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

Реализация Программы осуществляется по направлениям:

1. Создание условий, способствующих благоприятному развитию организма;

2. Различные формы и методы оздоровительной работы;

3. Организация рациональной деятельной активности детей;

4. Проведение специфической и неспецифической иммунопрофилактики.

Для благоприятного развития организма детей, реализации  потребности в движении в ДОУ были созданы определенные условия.  На участке детского сада оборудована спортивная площадка. На ней  организуются упражнения по обучению детей спортивным играм: волейбол, баскетбол, футбол. Размечена дорожка для бега. Намечена разметка для катания на велосипеде, где дети  не только осваивают велосипед, но и знакомятся с ПДД.  В холодный период заливаются ледяные дорожки, мини – каток, накатывается лыжня, строятся снежные горки и др. Приобретены атрибуты для игры в хоккей.

В детском саду имеется музыкально - физкультурный зал, оборудованный для проведения занятий по физической культуре,  различных видов гимнастик, игровых упражнений, подвижных и спортивных игр.

В каждой группе созданы физкультурные уголки: в них есть все необходимое  оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр,  гимнастики после сна и индивидуальной профилактической работы с детьми.

В приемных  оформлены «Уголки здоровья», в которых размещены дидактические игры, пособия  и информация о том, как помочь ребенку освоить навыки сохранения и укрепления здоровья.

В детском саду «Сказка» используются различные формы и методы работы по формированию жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка:

  1. Для обеспечения здорового ритма жизни организован щадящий и гибкий режим в соответствующий СанПиНам.
  2. В системе проводятся физические упражнения: утренняя гимнастика; физкультурно-оздоровительные занятия; подвижные и динамичные игры; профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, улучшение осанки, плоскостопия, зрения); спортивные игры; терренкур (дозированная ходьба); оздоровительный бег.

В холодное время года мы проводим утреннюю гимнастику в облегченной одежде с 8.00. ежедневно в зале с дошкольными группами по 8-10 мин, а в летний период на воздухе, а на раннем возрасте в помещении спальни длительностью до 5 мин. Для каждой возрастной группы разработаны комплексы традиционной утренней гимнастики состоящей из  упражнений на все группы мышц. В работе используются различные виды гимнастик - с нетрадиционным оборудованием, игровая, бег и ходьба в сочетании с общеразвивающими упражнениями, элементы ритмической гимнастики.

Три раза в неделю проводятся физкультурно-оздоровительная непосредственно образовательная деятельность (НОД) одна из них на воздухе, на которой решаются оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи. Используются различные виды НОД: учебные, сюжетные, игровые, тренирующие, оздоровительные (дополнительно при необходимости), по развитию элементов двигательной креативности (творчества), занятие полоролевое (мальчики — девочки).

После дневного отдыха проводится гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем. Так же в режиме дня проводится профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, на  улучшение осанки, плоскостопия, зрения).

Во время прогулки, которая проходит в вечерние и утренние часы  организуются подвижные и динамичные игры с детьми.  Дети обучаются элементам спортивных игр, организуются походы, экскурсии, игровое экспериментирование, созидательная деятельность; в конце прогулки проводят оздоровительный бег, когда нет физкультурной образовательной деятельности.

3) В ДОУ для оздоровления детей проводятся гигиенические и водные процедуры: обширное умывание полоскание горла водой комнатной t, воздушные ванны. Закаливающий эффект достигается систематическим, многократным воздействием на организм ребенка того или иного закаливающего фактора и постепенным повышением его дозировки.

4) К формам и методам оздоровления относятся свето – воздушные ванны: проветривание помещений, обеспечение температурного режима  и чистоты воздуха. Для каждой возрастной группы составлен в соответствии с режимом пребывания детей  график проветривания, соблюдается питьевой режим в соответствии с графиком.

В летний период вся непосредственно образовательная деятельность проводится с воспитанниками детского сада на свежем воздухе,  где  основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода.

5) Активный отдых  детей проходит летом с 1 июня по 31 августа и дополнительно – в феврале. В это время проводятся: дни здоровья, развлечения, праздники, походы, игры и забавы и др.

Залог  здоровья – это рациональное питание. Правильное питание обеспечивает гармоническое развитие, оказывает влияние на развитие мозга, интеллект ребенка. Соблюдая, суточную потребность детей в основных пищевых ингредиентах  оставлено примерное меню.

6) Одной из форм оздоровления детей является диетотерапия в нее входит рациональное питание и индивидуальное меню при наличии у ребенка медицинских рекомендаций.

7) К формам и методам оздоровления относятся: свето-цветотерапия (обеспечение светового режима; цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса);

8) музыкотерапия (музсопровождение режимных моментов; музоформление фона занятий; музтеатральная деятельность), например, для засыпания детей используются различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок;

9) аутотренинг и психогимнастика (игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы; игры тренинга на подавление отрицательных эмоций и снятия невротических состояний; коррекция поведения).

10) К спецзакаливанию - контрастные температурные воздействия. Обязательным условием проведения воздушных ванн является поддержание оптимальной температуры воздуха в помещениях: 18–20*С; хождение босиком; циклические упражнения в облегченной, не стесняющей движений одежде; полоскание горла; сухое обтирание рук и ног; обширное умывание прохладной водой (до локтя);  игровой массаж; дыхательная гимнастика.

11 и 12) Физиотерапия и стимулирующая терапия так же относятся к формам и методам оздоровления. Ежегодно составляется план оздоровления детей и план оздоровления часто болеющих детей.

Важнейшим условием оздоровления является организация двигательной активности детей. Около 50% всего периода бодрствования, занимает двигательная активность. Двигательная активность способствует:

  1. Повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;
  2. Росту физической работоспособности;
  3. Нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;
  4. Появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья

Основные особенности для развития двигательной активности  детей дошкольного возраста: преобладание циклических упражнений; частота смены упражнений; осознанное отношение детей к выполнению упражнений, условий для положительных эмоций; легкие и красивые движения; ежедневные занятия; система физкультурных занятий и прогулок (с моторной плотностью  80%, для прогулок - 60%).

Для правильного формирования движений и обеспечения оптимального здоровья ребенку необходимы следующие виды двигательной деятельности.

Для  каждого вида ставится физиологическая и воспитательная задачи и создаются необходимые условия.

Активно используется игровые и проблемные методы обучения. Широкий спектр физкультурного оборудования способствует развитию интереса к занятиям  по укреплению своего здоровья. Рациональная  организация режима в детском саду - тому, чтобы дети как можно больше находились в движении. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в детском саду проводятся ежедневно в соответствии с графиком двигательной активности. Формы для каждой возрастной группы одинаковые, а  дозировка и время выполнения отличаются. Осуществляется и контроль их реализации. 

Одним из оздоровительных мероприятий по профилактике плоскостопия и формирования правильной осанки является организация индивидуальных занятий и кружков.  В детском саду организованы  кружковые объединения: «Ритмическая гимнастика»,  "Школа мяча"

С 2009 года в ОУ функционирует «Тропа здоровья», где проводится профилактика и коррекция здоровья детей в игровой форме. «Тропа здоровья» включает в себя травяной покров, деревянный настил, песчаную дорожку, пеньки, гальку, бревнышки и другой природный материал, различное спортивное оборудование.

«Программа по укреплению здоровья детей» включает  специфическую и неспецифическую иммунопрофилактику. Ее цель: усилить формирование иммунитета к возбудителю конкретного заболевания. Ведущим методом борьбы с инфекционными заболеваниями является вакцинопрофилактика. Вакцинация детей осуществляется в соответствии с национальным календарем профилактических прививок.  Строго по согласию родителей.

В систему работы с детьми так же входит: работа с родителями, контроль за физическим воспитанием и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка. Например, Уроки «Здоровья» с детьми на темы «Вредные привычки», «Береги зрение», «Здоровые зубы», «Лекарственные растения» и др.

Воспитание здоровых, физически развитых детей – важная задача прежде всего родителей. С целью повышения компетентности родителей  в вопросах сохранения и укрепления  здоровья детей и повышения  осведомленности в вопросах  оздоровления мы оказываем консультативную помощь родителям, используем выносной информационный стенд с полезными материалами для взрослых на темы: «Как выбрать велосипед», «О закаливании летом» и др. Пользуются спросом у родителей настенные газеты: «Уроки здоровья»,  «Здоровячок»

Родители активно участвуют в физкультурно-оздоровительной деятельности: досуги и развлечения детей с родителями («Форт Боярд» и др.), в районных конкурсах (спортивные постройки из снега «Зимние фантазии»).

Одной из нетрадиционных форм работы стал «День самоуправления родителей». Родители проводили утреннюю гимнастику, прогулку и физкультуру с детьми.

Ежегодно организуется родительский субботник по благоустройству территории детского сада.

С целью обследования физического состояния, как отдельного ребенка, так и группы в целом в условиях ДОУ проводятся диагностики. Для ее проведения используем возрастно-половые показатели (эталоны) двигательных качеств детей дошкольного возраста по программе М.А. Васильевой.

Для отслеживания качества работы в нашем детском саду осуществляется мониторинг по образовательной области «Физическая культура». Результат освоения программы имеет положительную динамику  за последние несколько лет.

Итак, результаты работы коллектива детского сада по реализации оздоровительной работы, подтверждают, что созданная  система по здоровьесбережению позволяет качественно решать цель сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie